Заявление на публичный сервитут

Содержание

Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

Заявление на публичный сервитут

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

 Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

  1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

  2. после момента предоставления участка в собственность

 Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г.

этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

Источник: http://juryev.ru/grazhdanskoe-pravo/191-publichnyi-servitut

Заявление на установление сервитута на земельный участок

Заявление на публичный сервитут

   Вы — собственник земельного участка, при этом неважно, физическое вы или юридическое лицо.

Однако вы не можете пользоваться своим земельным участком в полном объеме, потому что, скажем, не имеете объективной возможности подъехать к участку на своем автомобиле, поскольку расположение других участков вам в этом препятствует. Очевидно, вы зададитесь вопросом, как разрешить такую ситуацию?

   Мы ответим на ваш вопрос — нужно установить сервитут. Однако соседи уже ответили вам отказом. Опять же вопрос, что дальше? Хорошо, ответим и на этот вопрос — нужно обратиться в суд с исковым заявлением. А теперь поподробнее…

ВНИМАНИЕ: наш юрист по установлению сервитута на землю в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок, задайте нам вопрос прямо сейчас!

Как составить иск об установлении сервитута на земельный участок?

   Для начала нужно определить в какой суд нужно подавать иск. В случае, если вы являетесь физическим лицом, то нужно обращаться в районный суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут.

   В случае, если вы и ответчик являетесь юридическими лицами, вам нужно будет обратиться с иском в Арбитражный суд субъекта, в котором находится земельный участок, на который у вас имеются виды. Ответчиком будет являться лицо, имеющее на праве собственности земельной участок, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут

Поняв куда и к кому вам нужно обращаться, необходимо составить сам иск.

Иск состоит из четырех основных частей:

  • Шапка искового заявления;
  • Описательная часть, в которой вы описываете необходимость установления сервитута и отсутствие иных вариантов, позволивших бы вам пользоваться своим земельным участком в полной мере;
  • Мотивированная часть, т.е. часть, в которой вы обосновываете свои требования, с точки зрения норм законодательства, Постановлений Пленума Верховного суда, обзоров судебной практики и так далее. Стоит сразу же отдавать себе отчет, что вне зависимости от целей установления сервитута, нормативно-правовая база, которую надлежит применить в таких спорах, достаточно велика и сложна для лиц, не обладающих специальными юридическими познаниями;
  • Просительная часть, т.е. часть, где вы просите установить сервитут. Казалось бы, что сложного в том, чтобы о чем-то попросить суд? Не все так просто, умение правильно просить — не самое легкое умение.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, а также заказывайте исковое в суд у наших адвокатов

Кто может подать иск об установлении сервитута?

   Обратиться с иском в суд для установления сервитута может исключительно собственник земельного участка, право пользования к которому ограничено объективными обстоятельствами.

   Поэтому вам следует понимать, что у вас возникает право требовать установления сервитута только в случае, если у вас нет иных объективных способов пользоваться Вашим земельным участком в полной мере!

ПОЛЕЗНО: читайте как инициировать прекращение земельного сервитута по ссылке

Госпошлина в суд за установление сервитута

   В соответствии с налоговым законодательством, необходимая к уплате государственная пошлина в суд по исковому заявлению с требованием по установлению сервитута составляет 300 рублей.

   При этом Вам стоит понимать, что это не единственная пошлина, которую вам предстоит заплатить. Так, в случае, если суд удовлетворит ваши требования по установлению сервитута, то необходимо будет уплатит также госпошлина за государственную регистрацию в Росреестре. Такая госпошлина составляет 1500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических.

   Стоит понимать, что такого рода судебные споры, достаточно сложны в доказывании и обоснованности для простых обывателей, с точки зрения юриспруденции, поэтому советуем Вам обратиться к земельным адвокатам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», для составления искового заявления об установлении сервитута. Вы же не будете сами строить ракету, даже если вы являетесь космонавтом, правильно?

Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда

В Администрацию г. Екатеринбург

от

Общества с ограниченной ответственностью «С»

Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская

ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)

   Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.

   Смежные участки находится во владении … соответственно.

   Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.

   В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

   Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

   В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

   Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения.

Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута.

Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.

  В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.

   Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.

   На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  • Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
  • О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда

Отзыв о работе нашего юриста по сервитуту и земельным отношениям

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/zajavlenie-na-ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Правила составления и подачи ходатайства об установлении публичного сервитута

Заявление на публичный сервитут

Сервитут является важным фактором в земельных правоотношениях при отсутствии права пользования ей. Данное право регламентируется законодательством, которое определяет само понятие сервитута, порядок оформления всех необходимых документов и форму прошения для его выдачи.

Требования к форме

Минэкономразвития РФ выпустило Приказ от 2018 года № 542 со следующими требованиями к формированию ходатайства об установлении публичного вида сервитута:

  1. Ходатайствовать требуется только о землях, список которых предусматривается статьей 39.37 ЗК.
  2. На землю с последующим строительством или реконструкцией к основному прошению требуется прикладывать кадастровый паспорт будущих строительных работ.
  3. В содержательной части документа обязательно указывается доказательство необходимости установления сервитута. Это выражается в указании реквизитов государственных органов или местного самоуправления, в документальном утверждении размещения будущих строительных объектов (коммуникационных трасс, нефтепроводов, путей и т.п.).
  4. Отображаются реквизиты органов уполномоченных утвердить программы развития коммунальных структур согласно публичному праву пользования участком.
  5. Для прошения, подаваемого в случае установления публичного пользования земельной территорией с последующей целью строения, реконструирования инженерного сооружения/объекта, требуется отображать в содержательной части целевые инвестиционные программы, которые послужат доказательством выдачи сервитута.
  6. Для прокладывания дорожного полотна и поездных путей в прошении указываются программы и проекты планировки, устройство пересечений в соответствии с муниципальными требованиями.
  7. Для размещения инженерных объектов согласно публичному сервитуту требуется ходатайствовать от имени уполномоченных органов, в прошении отображать проекты и территориальные планировки.
  8. Размещение объектов федерального и муниципального значения на требуемой земле указывается в ходатайстве путем прописывания реквизитов собственников, уполномоченных органов или муниципалитета, а так же указываются основные документы, по которым будет производиться стройка данных объектов.
  9. В прошении прописываются проектные сведения, информация об организациях и программах строительства и реконструкции на землях с публичным сервитутом, прописываются договора о подключении инженерных и коммуникационных сетей.

В документах не должно производится отображение сведений о строительных/инженерных объектах, которые по требованиям градостроительного законодательства не подлежат документальному фиксированию.

Не отображаются сведения об инженерных сооружениях по нормативам градостроительного законодательства в планировочной документации, также, как и реквизиты решений и распоряжений об утверждении территориального планирования.

Что должно быть указано в документе?

Согласно Земельному Кодексу РФ в статье 39.41 регламентировано содержание ходатайства. Последними изменениями Федеральным законом № 136 внесены следующие указания о составе ходатайства:

  1. Информация о заявителе:
    • наименование;
    • место его расположения;
    • государственный регистрационный номер;
    • идентификационный номер как налогоплательщика.
  2. Цель земельного пользования.
  3. Документальные сроки права пользования и отмены использования земельного участка.
  4. Доказательная база выдачи сервитута публичного вида.
  5. Правоподтверждение на реконструирование, эксплуатирование или строительство инженерных объектов (сетей, дорог, сооружений).
  6. Информация о собственнике строительных объектов, располагающихся на сервитутной земле.
  7. Кадастровые сведения об участке.
  8. Адрес, номер телефона заявителя.

Большим разделом является обоснование, в котором приводится следующее:

  • реквизиты решений об утверждении планирования, размещения, реконструирования или строительства;
  • реквизиты решений об утверждении проектов, строительства инженерных объектов или их реконструирования;
  • реквизиты решения об утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
  • сведения о решении изъятия земельной территории для государственных или муниципальных нужд;
  • проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения;
  • сведения о договоре на подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения;
  • расчеты и доводы целесообразности установления публичного сервитута;
  • обоснование невозможности проведения или строительства инженерных объектов.

Скачать образец бланка ходатайства об установлении публичного сервитута

Требования к форме ходатайства, содержанию обоснований необходимости оформления публичного сервитута устанавливаются исполнительной властью федерального уровня, которые осуществляют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Какие обоснования необходимости оформления ПС привести?

Для оформления права пользования согласно публичному сервитуту приводят обоснования его установления, законом регламентированы следующие обоснования:

  • проекты и планировки;
  • программы и строительные документы;
  • расчеты и договора.

Вся планировочная документация на осуществление работ на земельном участке должна быть утверждена, все реквизиты уполномоченных органов передаются к рассмотрению градостроительному отделу.

Распоряжения, проекты и планы будут служить доказательствами необходимости провести работы на земельном участке без его изъятия у владельца, но с предоставлением временного права собственности заявителю.

Что приложить?

В Земельном Кодексе помимо требований к оформлению ходатайственного прошения, указан перечень необходимой документации, прилагаемых к нему:

  • в электронном формате подаются документальные сведения о границах публичного сервитута, графическое описание и перечень координат по Единому государственному реестру недвижимости;
  • соглашения и договора заявителя с собственником сооружений/объектов;
  • копии документов, которые подтверждают право на инженерное сооружение, его строительство или реконструкцию;
  • документы для подтверждения полномочий представителя заявителя, если он действует через доверенное лицо.

Способы подачи и сроки рассмотрения

Ходатайственное прошение об установлении публичного сервитута и прилагаемый к нему пакет документации подаётся по желанию заявителя:

  1. личная подача в градостроительный отдел или администрацию;
  2. посредством почты на бумажном носителе, обязательно оформляется заказным письмом;
  3. в форме электронного пакета посредством использования сетевых ресурсов.

Заявитель может воспользоваться всеми способами, которые установлены земельным законодательством для прошения об изъятии земельных участков из государственных или муниципальных фондов.

После подачи пакета документации в отделение по рассмотрению земельных дел, уполномоченный сотрудник, который осуществляет постановление на публичный сервитут, должен рассмотреть прошение в течение 5 рабочих дней.

Уполномоченный сотрудник имеет право возвратить документацию заявителю, обосновав свое решение следующими формами:

  • прошение было подано в отдел, который не занимается рассмотрением земельных распределений, не наделен данными полномочиями и не оформляет публичные сервитуты;
  • заявитель не относится к категории, которая установлена в законодательном перечне по земельным вопросам;
  • поданное прошение не соответствует целям, регламентированным российским земельным законодательством;
  • к прошению поданы не все требуемые документы и обоснования;
  • поданные заявителем документы не отвечают законодательным нормам.

Ходатайство об установлении публичного сервитута подается согласно законодательным нормам и правилам. Основной порядок подачи и оформления регламентирован Земельным Кодексом, а также Федеральным Законом № 136. При наличии любой ошибки или документальной небрежности заявителю могут отказать в оформлении сервитута.

Источник: https://pravoved.online/servitut/hodataystvo-ob-ustanovlenii-publichnogo

Приложение. Ходатайство об установлении публичного сервитута | ГАРАНТ

Заявление на публичный сервитут

Приложение
к Требованиям к формеходатайства об установлении публичногосервитута, содержанию обоснованиянеобходимости установленияпубличного сервитута, утвержденным

приказом Минэкономразвития России

от 10 октября 2018 г. N 542

Форма

Ходатайство об установлении публичного сервитута
1_____________________________________________________(наименование органа, принимающего решение об установлении публичного сервитута)
2Сведения о лице, представившем ходатайство об установлении публичного сервитута (далее – заявитель):
2.1Полное наименование
2.2Сокращенное наименование
2.3Организационно-правовая форма
2.4Почтовый адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица, дом)
2.5Фактический адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица, дом)
2.6Адрес электронной почты
2.7ОГРН
2.8ИНН
3Сведения о представителе заявителя:
3.1Фамилия
Имя
Отчество (при наличии)
3.2Адрес электронной почты
3.3Телефон
3.4Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя
4Прошу установить публичный сервитут в отношении земель и (или) земельного(ых) участка(ов) в целях (указываются цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации или статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”):_______________________________________________________________
5Испрашиваемый срок публичного сервитута ____________________________
6Срок, в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) ________________________________
7Обоснование необходимости установления публичного сервитута _________
8Сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения (в данном случае указываются сведения в объеме, предусмотренном пунктом 2 настоящей Формы) (заполняется в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подается с целью установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд) _____________________________
9Кадастровые номера земельных участков (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут и границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости
10Вид права, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю (если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции или эксплуатации инженерного сооружения)
11Сведения о способах представления результатов рассмотрения ходатайства:
в виде электронного документа, который направляется уполномоченным органом заявителю посредством электронной почты_________(да/нет)
в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении или посредством почтового отправления_________(да/нет)
12Документы, прилагаемые к ходатайству: _____________________________
13Подтверждаю согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе в автоматизированном режиме
14Подтверждаю, что сведения, указанные в настоящем ходатайстве, на дату представления ходатайства достоверны; документы (копии документов) и содержащиеся в них сведения соответствуют требованиям, установленным статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации
15Подпись:Дата:
___________(подпись)___________________(инициалы, фамилия)“___” _____ _____ г.

Источник: https://base.garant.ru/72141628/10ed0f917186039eb157d3ba4f962ee5/

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Заявление на публичный сервитут

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст.

23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

    В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.

  3. Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
  4. Регистрация сделки в Росреестре.

Какие потребуются документы?

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.

Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

Как составить заявление, где взять образец?

Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

  • паспортные и контактные данные участников;
  • предмет сделки – земельный участок;
  • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
  • сроки;
  • дополнения или иные условия при необходимости.

Скачать образец заявления на установление сервитута

При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

Регистрационные действия

Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.

Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

Время и цена оказания услуги

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Последствия нарушения договоренности

Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

  1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
  2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

  • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
  • наложение штрафа;
  • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

Можно ли аннулировать сервитутное право?

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

по теме статьи

Что такое сервитут на земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Установление сервитута – процедура, строго контролируемая законом с момента оформления разрешения до его осуществления. Временный доступ к чужому имуществу не наделяет заявителя всеми полномочиями владельца – это скорее услуга со стороны собственника и государства.

Сам хозяин полностью защищен российской законодательной базой, но также нужно понимать, что за неимением другого выхода он обязан пустить сервитуария на свой ЗУ.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/servitut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.