Заявление налогового органа о банкротстве

Содержание

Участие налоговых органов в делах о банкротстве

Заявление налогового органа о банкротстве

     
     Е.Е. Смирнова,
к.э.н., доцент     

Условия возбуждения дела о банкротстве

          В соответствии с Федеральным законом от 26.10.

2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.          Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.          Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона о банкротстве.     

Уполномоченный орган в делах о банкротстве – Федеральная налоговая служба

          В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.

2004 N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства” органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является ФНС России (см.

Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденный приказом ФНС России от 18.10.

2004 N САЭ-3-19/2@).          ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы, выполняющие функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.     

Подача налоговыми органами в суд заявления о введении процедуры банкротства

          При подаче заявления о введении процедуры банкротства в арбитражный суд, включении в реестр кредиторов требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществлении иных действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве такового в реестре кредиторов подлежит указанию ФНС России.

При этом налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам следующее: поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного органа возложено на работников территориальных налоговых органов, всю корреспонденцию по делу о банкротстве и процедуре банкротства следует направлять по адресу территориального налогового органа.

          В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Законом о банкротстве, уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.          Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.          Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подается в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.          Уполномоченный орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до шести месяцев, если до истечения установленного срока должником представлены:          – по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам – заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;          – по требованиям об уплате обязательных платежей – документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.          В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в пятидневный срок.          Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом, если:          – им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения установленных сроков жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, – до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;          – им получены документы, подтверждающие подачу до истечения установленных сроков должником в вышестоящий налоговый орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), – до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;          – имеется решение уполномоченного органа в соответствии с порядком, устанавливаемым Минэкономразвития России.          Повторное отложение уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не допускается, за исключением случаев, когда такое решение принято Президентом РФ или Правительством РФ.          Уполномоченный орган при получении соответствующего документа от судебного пристава-исполнителя (уведомления, постановления о наложении ареста, акта о наложении ареста на имущество должника, подлежащее взысканию в четвертую очередь) должен сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении (или неосуществлении) им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника не позднее чем в 30-дневный срок с даты получения такого документа.          Далее уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся его кредиторами. В целях определения федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами должника, может быть использована информация, полученная уполномоченным органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля. Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом указанный орган направляет уведомление о принятом решении этим кредиторам.          Уполномоченный орган также вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.          Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не позднее недели со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему документы, после получения которых он предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.          Например, Пенсионный фонд РФ (ПФР) не включен в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым уполномоченный (налоговый) орган по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам обязан направлять уведомление о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.     

Группировка организаций для проведения процедуры банкротства

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=33073

Налоговая в процедуре банкротства: когда ФНС может запустить проверку, её права и обязанности

Заявление налогового органа о банкротстве

В соответствии с законодательством о банкротстве инициатором процедуры несостоятельности могут стать не только кредитор или должник, но и налоговый орган. Чаще всего заявление подается в суд после проведения налоговой проверки, выявившей задолженность по налогам и сборам.

Разберем, в каких случаях ФНС может запустить налоговую проверку, как проходит процедура банкротства с участием налогового органа, какими правами обладает ФНС, при каком размере долга подается заявление о банкротстве организации или ИП.

Также рассмотрим, чем занимается отдел по банкротству в ФНС.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

В каких случаях фнс может запустить проверку в отношении должника?

Одним из основных показателей успешной работы ФНС является регулярное поступление денежных средств от налогоплательщиков в федеральный бюджет. Если организация или предприниматель нарушают сроки оплаты налогов, это может стать поводом для проверки.

На практике ФНС инициирует проверку при наличии следующих обстоятельств:

  • из представленной отчетности видно, что деятельность компании убыточна в течение не менее, чем два периода;
  • средняя зарплата сотрудников уменьшилась по сравнению с аналогичными организациями;
  • компания решила быстро провести реорганизацию или ликвидацию;
  • фирма или предприниматель часто меняют налоговую инспекцию без уважительной причины;
  • между платежами в бюджет наблюдаются крупные разрывы не характерные для вида деятельности компании;
  • налогоплательщик игнорирует требования ФНС;
  • наличие среди контрагентов фирм-однодневок.

Если ФНС выявит у организации или предпринимателя сразу несколько признаков, это спровоцирует внеплановую проверку.

Как проходит процедура банкротства, начатая по инициативе налогового органа?

Процедура банкротства по инициативе ФНС начинается с подачи заявления уполномоченного органа. Документы в арбитражный суд готовятся на основании статьи 41 Закона о банкротстве.

В заявлении указывается основание возникновения задолженности, размер подлежащих уплате налогов, процентов, неустоек и штрафов. Для подтверждения обоснованности обращения в суд приобщается требование об уплате обязательных платежей и решение налогового органа, не исполненные должником.

Налоговая инспекция заинтересована в погашении долга по налогам и сборам, поэтому активно участвует в реализации имущества должника. Уполномоченный орган предпочитает процедуру конкурсного производства организации и реализации имущества гражданина, которые позволяют продать всю собственность банкрота и получить денежные средства в счет оплаты долгов.

Для участия в деле о банкротстве ФНС включается в третью очередь реестра требований кредиторов. Обычно это происходит при введении наблюдения или реструктуризации долга. Если заявление о банкротстве подано кредитором или должником, то налоговый орган включается в реестр на основании отдельного заявления.

Важно! При подаче заявления о банкротстве должника ФНС предлагает кандидатуру арбитражного управляющего, которая в дальнейшем утверждается судом.

Какие права в процессе банкротства имеет ФНС?

После вступления в дело о банкротстве ФНС приобретает права, позволяющие защищать интересы федерального бюджета.

В полномочия налогового органа входит:

  • право на включение в реестр требований кредиторов должника;
  • право на участие в собрании кредиторов и ании по вопросам проведения процедуры банкротства;
  • право на обжалование действий или бездействий арбитражного управляющего, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности.

Как правило представители ФНС участвуют во всех судебных заседаниях и внимательно следят за процессом проведения торгов с целью продажи имущества должника. Налоговый орган может предложить арбитражному управляющему оспорить сомнительные сделки с целью возврата имущества в конкурсную массу.

При каком размере долга налоговый орган начинает процедуру банкротства?

Заявление о банкротстве организации или предпринимателя подается в том случае, когда имеются признаки банкротства налогоплательщика.

Процесс признания должника несостоятельным запускается при наличии следующих обстоятельств:

  • сумма долга по налогам и сборам от 300 000 руб. для организаций и от 500 000 руб. для граждан;
  • неуплата обязательных платежей более трех месяцев подряд;
  • отсутствие у налогоплательщика финансовой возможности погасить задолженность перед федеральным бюджетом.

Перед подачей заявления ФНС консолидирует всю существующую задолженность по всем налогам и сборам. Также анализируется бухгалтерская отчетность компании на предмет недостаточности имущества для выплаты долгов перед бюджетом.

Чем занимается отдел по банкротству в ФНС?

Ежегодно ФНС банкротит большое количество компаний и ИП. Для проведения этой работы в структурных подразделениях на местах создаются отделы по банкротству.

Сотрудники отдела занимаются следующими вопросами:

  • выставляют требования об уплате налогов и сборах, выносят решения;
  • контролируют исполнение требований и решений;
  • анализируют финансовое состояние налогоплательщика;
  • готовят отчет о причинах возникновения задолженности;
  • составляют заявление о банкротстве и готовят пакет документов для суда;
  • участвуют в собраниях кредиторов должника;
  • контролируют процесс реализации имущества банкрота;
  • списывают задолженность, которая не была погашена в процессе банкротства.

Для подготовки документов в суд организовываются встречи с должником и кредиторами, запрашиваются необходимые сведения в различных ведомствах и организациях.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. ФНС вправе начать внеплановую проверку в отношении налогоплательщика, если он задерживает выплату налогов и сборов, решил быстро ликвидироваться или провести реорганизацию, ведет убыточную деятельность, уменьшил зарплату работникам.
  2. Процесс банкротства может быть начат по заявлению уполномоченного органа. Документы подаются в арбитражный суд. При введении первой процедуры требования налоговой инспекции включаются в реестр должника.
  3. Если банкротство начато по инициативе кредитора или должника, ФНС вправе вступить в дело о банкротстве на основании заявления о включении в реестр требований кредиторов.
  4. После вступления в дело о банкротстве налоговый орган вправе участвовать в собраниях кредиторов, принимать решения по ключевым вопросам, контролировать деятельность арбитражного управляющего.
  5. Процедура несостоятельности может быть начата при наличии долга по налогам и сборам от 300 000 руб. для организаций и от 500 000 руб. для ИП.
  6. Банкротство налогоплательщиков курируется отделом по банкротстве, созданным в ФНС. Сотрудники ведомства активно участвуют в рассмотрении дела, начиная со стадии подачи заявления в суд и заканчивая прекращением производства.

Должникам и кредиторам следует наладить взаимодействие с ФНС, если банкротство начато по ее инициативе. Желательно обратиться к квалифицированному юристу, который специализируется на данным вопросам. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать должников и кредиторов по всем вопросам, касающимся банкротства с участием ФНС. Оставьте заявку и получите консультацию.

Источник: https://SocPrav.ru/nalogovaya-v-procedure-bankrotstva

Банкротство предприятия по заявлению налогового органа

Заявление налогового органа о банкротстве

В последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда налоговый орган для реализации функции по выявлению и взысканию недоплаченных налогов использует следующую схему.

Проводит выездную налоговую проверку, устанавливает получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, направляет требование о взыскании задолженности по налогам, штрафам и пеням в обслуживающую кредитную организацию, подает в арбитражный суд заявление о признании налогоплательщика банкротом, с использованием подконтрольного арбитражного управляющего обращается с заявлением о привлечении руководителя и учредителей (участников) к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Очевидно, что таким образом налоговый орган фактически выполняет превентивную деятельность для «ретивых» налогоплательщиков, не согласных на стадии проведения выездной налоговой проверки приходить к своеобразному мировому соглашению с руководством инспекции, создавая свою базу арбитражных обвинительных прецедентов.

В статье я хотел бы обсудить права, обязанности и возможности предприятий по противодействию фискальной деятельности, направленной на формирование излишней недоимки по налогам, штрафам и пеням, и привлечению по этим обязательствам физических лиц, контролирующих деятельность организаций.

Как я уже указал, алгоритм действий у налоговых органов един (даже обосновывающие доказательства и доводы в достаточной мере схожи):

  • инициирование выездной (в некоторых случаях, камеральной) проверки, работа исключительно над «неблагонадежными контрагентами», о которой я подробно писал в статье “Необоснованная налоговая выгода и привлечение к ответственности” (поиск массовых руководителей, учредителей, адресов; анализ банковских выписок на предмет существа платежей; допросы генеральных директоров контрагентов и др.)
  • вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по обязательным платежам и утверждение этого решения апелляционной инстанцией – УФНС;
  • выставление требования об уплате недоимки, штрафов и пеней; направление в банк инкассового поручения, постановления о приостановлении движения по счетам организации, возбуждение исполнительного производства;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом;
  • подача в рамках дела о банкротстве заявления о привлечении генерального директора и учредителей (участников) общества к субсидиарной ответственности.

Действия налогового органа и подконтрольного арбитражного управляющего

Учитывая, что порядок вынесения решения по результатам проверки мной описан ранее, как и сложившаяся арбитражная практика рассмотрения налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде, то далее я рассмотрю мероприятия, инициируемые банкротными отделами налогового органа.

Поскольку НК РФ указывает на вступление решения инспекции в законную силу после утверждения УФНС (в качестве апелляционной инстанции), то, в случае его дальнейшего оспаривания в судебном порядке, не требуется дожидаться решения арбитражного суда.

По этой причине, важно реализовывать свои права своевременно: обращаться в арбитражный суд незамедлительно, после получения решения УФНС по апелляционной жалобе налогоплательщика и подавать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Тем не менее, налоговый орган инициирует процедуру банкротства предприятия.

Насколько известно юристам по банкротству, дальнейшей процедурой будет руководить тот арбитражный управляющий, кандидатура которого была представлена в арбитраж заявителем: кредитором или уполномоченным органом.

Безусловно, существует ряд арбитражных управляющих, негласно аккредитованных при государственных структурах, которые сотрудничают с ними на взаимовыгодных началах.

По результатам проведения наблюдения, арбитражный управляющий обязан составить два документа: анализ финансового состояния должника и заключение о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Вероятность, что у налогоплательщика-банкрота найдутся признаки недобросовестного поведения в виде попытки получения необоснованной налоговой выгоды, очень высока в таком случае.

Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика

Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.

В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.

Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к.

к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.

Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/nalog/bankrotstvo-predpriyatiya-po-zayavleniyu-nalogovogo-organa/

Налоговая (ИФНС) и банкротство. Порядок действий для физических и юридических лиц

Заявление налогового органа о банкротстве

11 июня 2020 в 00:19

Налоговая инспекция и банкротство – как связаны эти понятия? Дело в том, что ИФНС вправе инициировать банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А вот с физическими лицами все сложнее. В данной статье рассмотрены основные моменты банкротства по инициативе налоговой службы.

Налоговая в деле о банкротстве: когда ИФНС может быть инициатором?

Инициировать банкротство налоговая инспекция вправе, если должник допустил просрочку по уплате налогов сроком три месяца и в сумме 300 000 рублей для компаний, 500 000 рублей для граждан.

Поэтому должники, чтобы не допустить появления оснований для возбуждения дела о банкротстве могут обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об изменении сроков уплаты налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Какие документы нужны для банкротства со стороны налоговой?

На основании каких документов налоговики вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве?

Банкротство налоговыми органами возбуждается в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей на основании решения ИФНС о взыскании налоговой задолженности за счет их имущества.

А вот банкротство налоговой инспекцией физических лиц возможно только на основании решения суда, так как принудительно взыскивать просроченные обязательные платежи за счет имущества граждан можно только в судебном порядке.

В какой срок налоговая вправе подать заявление?

Налоговая подает на банкротство не раньше, чем через тридцать дней, и не позже, чем через девяносто дней, с момента передачи судебному приставу-исполнителю постановления (решения) о взыскании налога за счет имущества неплательщика.

Но если налоговики пропустят девяностодневный срок, суд все равно примет заявление к рассмотрению.

Что предпринять должнику до обращения налоговиков в арбитражный суд?

После того, как в службу судебных приставов направлен акт о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника, у него есть еще 90 дней для принятия мер по защите своих интересов.

  • Предоставить в ИФНС решение суда об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, сборов. В соответствии с АПК и ГПК при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта о взыскании недоимки с налогоплательщика.
  • Или предоставить график погашения просроченных налогов, сборов и документы, подтверждающие реальную возможность взыскать дебиторскую задолженность в достаточной сумме.В этом случае налоговый орган обязан отложить подачу заявления на шесть месяцев.

Внимание! При нарушении графика погашения налоговой задолженности налоговики подадут заявление в арбитражный суд в течение пяти дней.

Когда налоговый орган вправе приостановить подачу заявления?

Какие еще шаги может предпринять компания для защиты своих интересов?

Обжалование решения налогового органа, которое привело к появлению спорной задолженности, или обжалование действий налоговиков, из-за которых появились признаки банкротства, могут помочь приостановить подачу заявления на два месяца.

В этой ситуации ИФНС учитывает:

  • реальность восстановления платежеспособности должника за этот срок,
  • наличие у него достаточного ликвидного имущества.Поэтому, если есть угроза того, что будет возбуждено банкротство налоговыми органами, должник должен предпринять все возможные меры: попытаться получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, взносов, доказать в суде, что у него есть реальная возможность эту задолженность погасить, обжаловать решения налоговиков по проверкам, повлекшие возникновение просроченной задолженности.

Что делать, если заявление на банкротство уже подано?

Чтобы доказать в суде отправку ответчику копии заявления, достаточно приложить почтовую квитанцию, поэтому должник может узнать о подаче заявления только после возбуждения дела о банкротстве.

Поэтому при наличии недоимки по налогам, которая может привести к банкротству, необходимо регулярно мониторить картотеку арбитражных дел.Но и после принятия судом заявления к рассмотрению можно ходатайствовать об отложении дела, если компания в ближайшее время сможет оплатить долги.

Также суд отложит рассмотрение заявления, если должник планирует провести переговоры с налоговой инспекцией и заключить с ней мировое соглашение.

Налоговая обжалует сделки и привлекает контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности

Если процедура банкротства все же началась, это не только приведет к ликвидации компании, но и может привести к субсидиарной ответственности ее руководителей и участников.

Налоговая в процедуре банкротства все чаще подает такие заявления. Задача контролирующих должника лиц занимать активную позицию в процессе – предоставлять мотивированные отзывы, предоставлять доказательства.

Если у компании недостаточно средств для финансирования процедуры банкротства, то суд прекратит производство по делу.

Но и тогда у ИФНС останется возможность привлечь к субсидиарной ответственности руководство или собственников компании.

Налоговая в деле о банкротстве физических лиц

Источник: https://sibadvokat.ru/statiy/bankrotstvo-i-nalogovaya

О банкротстве фирмы: кто подает, сроки и обязанности

Заявление налогового органа о банкротстве

Три основных вопроса о банкротстве:  Кто может подать на банкротство?  Что значит быть заявителем?  Какие права и обязанности возникают у заявителя в деле о банкротстве?

Кто такой банкрот

Банкрот (итал. bancorotto) – несостоятельный должник. Юридическое или физическое лицо объявляется банкротом тогда, когда сумма задолженности, затребованной к оплате и не погашенной в срок, превысила документированную стоимость движимого или недвижимого имущества.

В Российском праве мы имеем следующее определение:

несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Наш законодатель в терминологии заложил интересную особенность – «признанная арбитражным судом неспособность», т.е. ты не банкрот, пока арбитражный суд не признал данный факт.

Кто может подать на банкротство ООО

К лицам, имеющим такое право, со своими особенностями относятся:

A) должник;

Б) конкурсный кредитор;

В) уполномоченный орган (налоговый орган).

Определим особенности:

На банкротство может подать должник

А1. Право – в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

А2. Обязанность – руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При данных обстоятельствах, должник должен направить о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. За неисполнение данной обязанности законом предусмотрена ответственность. Однако достаточной судебной практики относительно ответственности должника за не подачу заявления пока очень мало и она неоднозначна.

На банкротство может подать кредитор

Данным правом можно воспользоваться или нет. В данном случае мы имеем право выбора. Имеется особенность возникновения данного права у конкурсного кредитора – дата вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Подать заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) ранее, чем требование к должнику не будет подтверждено вступившим в силу судебным актом невозможно.

На банкротство может подать уполномоченный орган – налоговая инспекция

В отношении уполномоченного органа процедура немного сложнее.

В случаях, когда взыскание задолженности по обязательным платежам осуществляется в бесспорном порядке, право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается). По обязательным платежам, подлежащим взысканию в судебном порядке, право на обращение с заявлением о признании должника банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней от даты вступления в силу соответствующего решения суда.

Сроки подачи заявления о банкротстве ООО

Порядок и сроки подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно данного постановления: уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.

Что означает быть заявителем в деле о банкротстве

Как и у любой медали есть две стороны, так и у заявителя в деле о банкротстве имеются права и обязанности. Начнем с главного.

Права заявителя о банкротстве

Заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) первым, обладает правом указать кандидатуру временного управляющего или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

Данное право позволяет осуществить выбор добросовестного и квалифицированного арбитражного управляющего, который произведет комплекс мер по выявлению имущества должника, дебиторской задолженности, по привлечению руководителей и собственников должника к субсидиарной ответственности.

Если заявителем является уполномоченный орган, то выбор кандидатуры арбитражного управляющего (в большинстве случаев) осуществляется случайным образом. Применяется «лотерея», посредством которой из числа всех зарегистрированных арбитражных управляющих в Российской Федерации случайным образом определяется конкретная кандидатура.

В нашей практике случались случаи, что должник и его имущество находилось в Смоленской области, а арбитражный управляющий был назначен из г. Владивостока.  

Обязанности заявителя о банкротстве

При ведении процедуры банкротства возникают расходы – все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в специализированных СМИ, расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности. При отсутствии у должника средств, достаточных для погашения указанных расходов, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

Может получиться очень неприятная ситуация: кредитор имеет дебиторскую задолженность, которую очень желает получить с должника, а в результате к сумме долга прибавляются довольно существенные судебные расходы (минимальный размер вознаграждения арбитражного управляющего определен законодательно для каждой процедуры, например в наблюдении сумма вознаграждения равна 30 000 руб. в месяц).

Банкротство должника не означает полное отсутствие денежных средств у последнего. Не бойтесь инициировать процедуру. Но обязательно взвесьте все возможные выгоды и потери. Для правильной оценки рисков привлеките специалиста, тогда Вы сможете вернуть свои деньги.

Читать еще на эту тему:

Банкротство физлица
Банкротство юрлица
Упрощенная процедура банкротства
Добровольная ликвидация ООО, если не нужно банкротить

Фирммейкер, 2013Алексей Кузнецов

При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/pravovie-news/o-bankrotstve-firmy-kto-podaet-sroki-i-obyazannosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.